1. Исходя
из тенденций развития современного
искусства, можно условно определить
существование двух эстетик – слияния
и разделения. Согласно первой, жизнь и
искусство составляют единую общность.
В соответствии со второй – жизнь и
искусство раздельны. "Искусство –
это зеркало жизни" – говорят первые.
"Чтобы создать и оценить великое
искусство, нужно абстрагироваться от
земных дел" – считают адепты другой
эстетики.
Это противоречие возникло на
рубеже 20 века, с возникновением в
искусстве нового направления, именующего
себя "модернизмом". Термин "модернизм"
переводится, как "современный".
Джойс и Кафка в прозе, Малевич
и Пикассо в живописи, Сэмюэль Беккет в
драматургии, Шёнберг, Веберн в музыке
– эти художники явились предвестниками
нового искусства. Когда дисгармония
мира и обезличивания человека достигают
своего предела, у художника возникает
инстинктивная потребность уйти в
подполье, или отказаться от реальности.
Художник в своем творчестве уже не
обращается к действительности, а смело
и свободно решает разрушить ее человеческий
аспект. Раз человек таков, каков он есть,
его нужно убрать из искусства.
Таким образом, модернизм - это
не попытка убежать от действительности,
но способ глубже проникнуть в нее. Это
протест против абсурда и варварства
всенивелирующей цивилизации. Раз мир
зыбок и дисгармоничен, таким и должно
быть искусство – эта тенденция приводит
к прогрессирующему исключению всех
слишком человеческих элементов из
произведения искусства; элементов,
которые доминируют в романтической и
натуралистической художественной
продукции. В ходе этого процесса будет
достигнута такая точка, когда человеческий
элемент в произведении искусства будет
сведен, практически, к нулю. Тогда мы
будем иметь предмет, который смогут
воспринимать лишь те, кто обладает
специфическим даром художественной
восприимчивости. Это будет искусство
для художников. Вот первые три принципа
модернизма:
Искусство нужно освободить
от человеческого содержания.
Произведение искусства есть
произведение искусства и ничего более.
Искусство есть игра и ничего
более.
Наиболее общая формула этой
эстетики – изоляция искусства от
плебейства.
2.Старая,
"романтическая" музыка, от Бетховена
до Мендельсона, отличается от новой,
берущей начало от Дебюсси, не техникой
и не степенью сложности, но степенью
человечности. Прежняя – рассчитана на
эмоции; новая – на созерцание. В место
того, чтобы прислушиваться к отклику в
нашей душе, мы сосредоточиваем слух и
все наши способности восприятия, на
самих звуках. Эта музыка является для
нас чем-то посторонним; некий отдаленный
объект, безупречно вынесенный за пределы
нашего сознания, по отношению к которому
мы чувствуем себя чистыми созерцателями.
Важнейшим
структурным элементом новой музыки
является диссонанс. Музыка никогда не
обходилась без него, а у Вагнера и Рихарда
Штрауса диссонанс даже преобладает, но
у них он чаще всего разрешается мелодией,
тогда как современная музыка стремится
избежать разрешения. Диссонанс
преобладает и не уравновешивается, он
вносит с собой полифоничность нового
рода – полифоничность разноголосия.
Чем больше диссонирует аккорд, тем он
долее полифоничен; каждый тон в нем –
самостоятельный голос.
Величие
Дебюсси в том, что в его музыке нет
субъективного. Его можно слушать в ясном
хладнокровии, без опьянения и слез. Он
очистил музыку от страстей. По этому, с
него начинается новая музыкальная эра.
У него нет пафоса, от изображения вещей,
он перешел к изображению идей, обратив
свой взор на глубинный ландшафт своей
души.
Современное
искусство подобно новой метафизике,
или новой психологии, есть созерцание
не внешнего образа человека, но
человеческой сущности – содержания
его сознания. И если раньше художник
шел от мира к идеям, теперь он отталкивается
от идей; И если раньше он соревновался
с реальностью – теперь превосходит ее,
создавая новую высшую реальность.
3.
Популярность слишком часто является
признаком не художественности. Искусство
19 века было популярным и предназначалось
для массового потребления. Оно и
ориентировалось на средне человеческую
восприимчивость и потому являлось не
столько искусством, сколько продолжением
жизни.
Подлинное
элитарное искусство больше не может
опираться на поверхностность.
Обыкновенно
люди думают, что очень легко оторваться
от реальности, в то время, как это, по
истине, самая трудная вещь на свете.
Чтобы быть в состоянии сконструировать
нечто, не являющееся копией "естественного"
и тем не менее, обладающего каким то
содержанием, необходима самая утонченная
одаренность. Конечно, новое искусство
существует не для каждого. Как романтическое
искусство с самого начала, оно обращается
к одаренному меньшинству. Отсюда
негодование, которое оно вызывает у
многих.
Ведь,
простым фактом своего существования,
новое искусство принуждает обывателя
почувствовать себя в качестве того, кем
он является – т.е. существа, не способного
воспринять таинства искусства, слепого
и глухого к формальной красоте.
В
организованном обществе, опирающемся
на инертную массу, только радикальная
общественная изоляция делает искусство
искусством. В противном случае оно, так
или иначе, становится частью культурной
индустрии, будь то популярный рок-музыкант,
или Бетховен, чьи произведения низводят
до культурных благ и дают потребителям
престиж и эмоции, которых сами по себе
не содержат. Слова и звуки употребляются
и вызывают аффекты, не будучи усвоенными
сознанием потребителя. По этому происходит
фетишизация музыкантов, которые вместе
с именем обретают знак качества и никто
уже не задумывается, хороши ли они как
музыканты или плохи. Так происходит
регресс слушательского восприятия:
слушатель все меньше способен осознать
содержание музыкального произведения.
От идеального восприятия он переходит
к фрагментарному, он становится нетерпим
к другой музыке, так как боится размышлять
над услышанным, а с упрямым коварством
требует ту пищу, которой его когда то
потчевали.
П.
Булез говорил: "не критичное восприятие
музыки – результат примитивного, не
интеллигентного прослушивания"
Главенствующую
роль в популярной музыке играет механизм
узнавания стандарта, формирующий
пассивность восприятия, навязывающий
культурный примитивизм. Легкая музыка
идеологична, по тому, что массова. Зритель
ценит оперу за иллюзию пребывания в
стабильном обществе. Зритель отрицает
современную музыку за то, что она
адекватна обществу – т.е. за утрату
стабильности. Опера сегодня – ностальгия
по прошлому, в нее ходят, как в кунсткамеру.
Чтобы остаться искусством, а не идеологией,
творчество должно поддерживать постоянное
напряжение между собой и публикой, быть
не коммуникабельным. Чем больше дистанция
между музыкой и слушателем, тем она
менее функциональна.
4.
Сознание склонно упрощать
действительность – вместо вещей, мы
ограничиваемся чтением наклеенных на
них ярлыков. Мир отделен от нас плотным
занавесом; плотным для рационалиста и
почти прозрачным для художника.
Цель
художника – проникнуть сквозь множество
наших табу в сокровенную жизнь вещей и
за банальным и общепринятым словом,
которое более скрывает, чем выражает,
уловить нечто, не имеющего ничего общего
с речью, какие то ритмы жизни, дыхание
которых глубже самых глубоких чувств.
Источник: http://seoconsillieri.blogspot.com/ |